boldachev (boldachev) wrote,
boldachev
boldachev

Зеленый-презеленый, как моя тоска

zaharov: «Например, я говорю : "Крокодил - зеленый". Если "зеленость" присуща крокодилу, то мое суждение о крокодиле эмпирически истинно.» (тут)
А причем тут эмпирия? Суждения "снег белый", "крокодил зеленый" обладают не эмпирической, а лингвистической истинностью (в русском языке). Я, например, мог бы никогда не видеть снег или ни одного крокодила, но при этом произносить суждения об их цвете с полной уверенностью, что они истинные. И любой знающий русский язык согласился бы со мной, признал бы истинность этих суждений не обращаясь ни к какой эмпирии: чтобы знать, что суждение "снег белый" истинно не надо выглядывать за окно - присущность предиката "белый" логическому субъекту "снег" заложено в русском языке, а не в так называемой реальности - на самом деле нет ни "снега" и "белизны". Да, конечно, есть нечто, что мы называем "снег", но этому нечто присуще  качество "белый" лишь потому, что в языке есть слова, сконфигурированные в устойчивую связку "снег белый". Говоря о присущности, мы лишь повторяем фиксированную языковую структуру, а не выявляем свойства так называемой объективной реальности.

Понимаю, что на уровне крокодилов и снега тезис о присущности качества объекту кажется вполне очевидным, но если мы желаем говорить об истинности суждений вообще (а не только о суждениях, повествующих о цвете крокодила), то тут же проявляется его (тезиса) сомнительность. Рассмотрим такие суждения: "политик глуп" (ему присуща глупость), "книга гениальна" (ей присуще качество гениальности). Очевидно, что в этих суждениях присущность выражает не обладание объектом каким-то качеством (как могло показаться в случае с крокодилом), а приписывание говорящим этого качества объекту. Два суждения "политик глуп" и "политик умен", высказанные двумя разными людьми, будут обладать одинаковой истинностью, поскольку они не вскрывают эмпирическую присущность качества политику, а лишь выражают приписывание ему этих качеств.

И понятно, что говоря о снеге и крокодиле мы проводим аналогичные операции - мы приписываем им цвет. Иллюзия объективной присущности цвета вещам возникает лишь потому, что в отличие от суждений о политике и книге, которые фиксируют приписывание качеств от персон или групп персон, приписывание на уровне физических объектов идет от языка, который един для целого народа. Для пущей наглядности, можно вспомнить, когда истинность суждений и на уровне политики считалась безоговорочной, понималась как констатация неотъемлемой присущности качеств вождю, идее, учению. И опять же причина кажущейся объективности одна: встроенность этого приписывания в язык, в структуру мышления, а не какая-то имманентная присущность качеств объектам.

Вообще странно, что вы пытаетесь копать на этом уровне - ведь был же Кант (с его копернианским переворотом), был же Куайн (с лингвистическим переворотом)... И если вы серьезно хотите обосновать корреспондентскую концепцию присущности, то делайте это хотя бы в полемике с тем же радикальным конструктивизмом, а не на уровне Аристотеля.
Tags: истина, реальность, эпистемология
Subscribe

  • Еще одна попытка с предупреждением

    Кажется я понял, в чем моя ошибка при объяснении центрального понятия событийной онтологии “темпоральность”: я изначально не уточняю, что…

  • Если бы блокчейна не существовало, его следовало бы выдумать

    О том, что биткоин и блокчейн способны принципиально изменить организацию финансовых отношений, уже много написано. В этом тексте я хочу показать,…

  • Событие

    Зачем в прошлом веке люди носили с собой фотоаппарат? Да в основном для того, чтобы потом, через много лет, перебирая пожелтевшие фотографии, было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Еще одна попытка с предупреждением

    Кажется я понял, в чем моя ошибка при объяснении центрального понятия событийной онтологии “темпоральность”: я изначально не уточняю, что…

  • Если бы блокчейна не существовало, его следовало бы выдумать

    О том, что биткоин и блокчейн способны принципиально изменить организацию финансовых отношений, уже много написано. В этом тексте я хочу показать,…

  • Событие

    Зачем в прошлом веке люди носили с собой фотоаппарат? Да в основном для того, чтобы потом, через много лет, перебирая пожелтевшие фотографии, было…