?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий текст | Следующий текст

Темпоральный плач

Раз за разом сталкиваюсь с катастрофическим непониманием сущности понятия "темпоральность", с непонятно откуда взявшимся сведением его к указанию на историчность. Вот тут (Софизм «бабочка») яркий пример:
savl-2009: Если обобщить, то любое творение рук и ума человеческого тоже обладает богатой историей.
А все попытки выделить «бабочку» и «мелодию» как исключительные «темпоральные» (= «исторические») объекты выглядят надуманными.
Хотя в тексте Организм и механизм, послужившим поводом для написания этого "обобщения", ни о каком историзме и речи не было - о темпоральности говорилось как о распределенной во времени сложности.  

Все до банальности просто. Стоит только задать себе вопрос: фиксируется ли сложность механизма его моментальным снимком? Или можно ли описать все возможные состояния механизма имея на руках его чертеж? Ответ однозначен: да, сложность любого механизма исчерпывается его пространственной структурой. (И ведь понятно, что ответ на этот вопрос никак не зависит от "богатой истории" изобретения и производства этого механизма.) Ну и далее следует себе задать другой вопрос: исчерпывается ли сложность организма его моментальной структурой? можно ли по моментальному положению всех молекул организма описать все возможные его состояния? Ответ однозначно отрицательный. И опять же проблема тут не в историзме, не в онтогенезе и не в эволюции, а в анализе моментальной сложности (здесь и сейчас). Можно еще спросить так: живой организм сложнее мертвого (скажем, только-только умершего)? Ну вроде они не тождественны - понятно же, один живой, другой мертвый. И ясно, что живой сложнее мертвого (ну ведь не проще же :). Хотя пространственная структура (пространственная сложность) у них одинаковая. Где же расположена/размещена/распределена эта дополнительная сложность? Ответ вроде очевиден: если по пространственной структуре (распределенной в пространстве сложности) два объекты - живой и мертвый - тождественны, то они могут отличаться по распределенной во времени сложности.

И проблема тут, как может показаться, не в динамике - мол, один движется, а второй статичен. Посмотрите на механизм: сложность машины не увеличивается от того, что она едет, сложность машины в статике и в динамике одна и та же. И именно поэтому любой механизм после остановки может без какой-либо потери функциональности быть запущен вновь. А организм? После "остановки", он теряет часть сложности, именно ту, которая и отличает живое от мертвого - распределенную во времени.  

Ну ладно, понятно, пример с бабочкой действительно мог повернуть мысль читателя в сторону "историзма", но мелодия? Просто мелодия, взятая в сейчас вне учета каких-либо аспектов ее создания. Мелодия не организм (хотя талантливая мелодия обладает некоторыми его чертами, но это сейчас не обсуждаем), мелодия, скорее, механизм. Но обладающий не пространственной, а темпоральной сложностью. Неужели так сложно осознать отличие мелодии, скажем, от кристалла? Перед нами два объекта с фиксированной сложностью - можно перечислить число элементов и указать их связанность. Вот только сложность у этих объектов распределена по-разному: у мелодии во времени, а у кристалла в пространстве. Мелодия темпоральный объект, а кристалл пространственный. (Еще раз акцентирую внимание на то, что здесь и намека нет на историчность, на генезис этих объектов - они берутся такими как есть, уже созданными, уже не изменяющимися: ну, "чижик-пыжик" и кристалл соли.) И свойства/характеристики этих объектов относительно момента времени фиксируются по разному. То, что кристалл кубический определяется по его моментальному снимку, как и все его мыслимые свойства. И поэтому их можно называть пространственными. А вот любая характеристика мелодии, как и сама мелодия в момент времени просто отсутствуют: скажем, тональность определяется на промежутке времени не меньше, чем звучание трех нот. И поэтому мелодия и ее свойства (тональность, ритм, темп) не пространственны, темпоральны, описываются как распределенные во времени. (При чем тут историзм?)

Итак, все предельно просто: есть механизмы - объекты вся сложность которых представлена их пространственной структурой, а есть организмы, обладающие помимо пространственной еще и распределенной во времени  сложностью, то есть темпоральностью. Обращаю внимание, это не разъяснение отличия живого от косного, а - просто формальный признак различения механизма от организма. (Вот тут самое время еще раз перечитать Организм и механизм и задать вопросы, если они появятся. Но только без каких-либо намеков на историчность - думаю это уже проехали :) 

Comments

fe_b
Sep. 5th, 2011 04:59 pm (UTC)
Видимо, реакция на термин темпоральность это реакция на не очень
удачный термин понятие.
Если порядок (кристалл, симметрия, сложность), спроецированная
на время, называется темпоральность, то порядок, спроецированный
на пространство, должен называться пространственность.
А ведь бывает еще порядок, спроецированный в 4х мерное пространство
или вообще никуда не спроецированный. К примеру музыкальная
тональность существует вне времени и пространсва.

В проекции на время есть своя специфика.
Видимо наиболее правильный термин (и понятие и метафора) для
Вашей темпоральности это даже не мелодия, а ритм.


boldachev
Sep. 7th, 2011 08:48 am (UTC)
Если подходить к языку строго: если пространство -> пространсвтенность, то время -> временность. Темпоральность стоит особняком.

>>К примеру музыкальная тональность существует вне времени и пространсва. <<

Как же? тональность это именно характеристика распределенного во времени (на промежутке звучания более трех нот) порядка - некий порядок До мажор, а другой Соль минор.

>>Видимо наиболее правильный термин (и понятие и метафора) для
Вашей темпоральности это даже не мелодия, а ритм.<<

Тут у вас что-то непонятное написано: "мелодия" и тем более "ритм" - это никак не термин для темпоральности. Мелодия - это объект с распределенной во времени сложностью (структурой), которую я предложил называть темпоральной сложностью или просто темпоральностью (именно темпоральностью, а не временностью, чтобы избежать указанную вами в первом предложении игру с пространственностью). А "ритм" - это один из темпоральных (определимых только во времени) параметров мелодии наравне с тональностью, темпом. (Надеюсь, понятно, что такие параметры как ритм, темп, тональность не фиксируемы в "сейчас", их нельзя приписать мелодии в конкретный момент, в отличие от таких как температура, давление и пр.)