?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий текст | Следующий текст

Предельно важна и интересна в релятивистко-темпоральной философии идея протяженности, нелокальности во времени «сейчас», относительности, неабсолютности понятия «мгновение». Сейчас/мгновение можно понимать, как фиксацию единой порции феноменальной действительности субъекта, пространственно явленной ему картинки. (Именно феноменальной, поскольку для различения какого-либо ноумена (мысли) необходимо требуется время – точнее мы время и воспринимаем, как развертывание своей ноуменальной действительности, как течение мыслей.)

Естественно возникает вопрос: а соотносимы ли «сейчас/мгновения» разных субъектов? Или в другом варианте: можно ли мгновения всех субъектов считать обладающими нулевой протяженностью. То есть дана ли различным субъектам феноменальная картинка их действительности моментально (dT=0) в некотором гипотетическом абсолютном физическом времени? А если не моментально, то как соотносятся «сейчас» разноуровневых субъектов?

Чтобы понять о чем идет речь можно обратиться к примеру работы компьютера. Выделим в нем три вполне однозначно различимых уровня: (1) выполнение команд процессора, (2) последовательность операторов программы высокого уровня и (3) отображение работы программы на экране монитора. Понятно, что для третьего уровня последовательность мгновенных «сейчас» фиксируется как смена отдельных картинок на мониторе. Но и очевидно, что экранное «сейчас» вмещает в себя тысячи программных «сейчас», а те в свою очередь миллионы процессорных «сейчас», задаваемых тактовой частотой чипа. Следовательно, можно сказать, что на каждом уровне «сейчас» физически не мгновенно (если возможно уместно тут говорить о «физичности»), «сейчас» протяженно во времени и соотносимо, соответственно, (1) с тактом процессора, (2) длительностью выполнения одной команды программы высокого уровня и (3) периодом перерисовки экрана. На промежутках времени меньше указанных действительности условных субъектов (процессорного, программного, экранного) не определены: ну скажем, на промежутке времени выполнения нескольких процессорных команд мы не можем определить какая выполняется программная команда, и уж подавно, что происходит на экране.

Обобщая эту аналогию можно сказать, что каждый субъект не только существует в своем времени, но и имеет отличную от субъектов других уровней протяженность «сейчас». Каждый субъект может вписать в свою феноменальную действительность (разово данную пространственную картинку) только объекты меньшей, чем у него темпоральности (распределенной во времени сложности). Объекты большей темпоральности он может только «мыслить» - различать последовательно в своей ноуменальной действительности. И именно вследствие разных объемов «сейчас», по сути, различных размеров «окошка», через которое происходит восприятие универсума событий, субъекты разных уровней обладают столь разными действительностями.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
targut
Aug. 5th, 2011 05:30 pm (UTC)
Не пора ли уже многоуважаемым философам ввести категорию памяти?
boldachev
Aug. 5th, 2011 07:00 pm (UTC)
Можно ответить по разному.

(1) Нет, не пора, рано - пока еще, что такое "сознание" не фиксировано.
(2) Или: "память" не философская категория.
(3) Или так: память - фрагмент ноуменальной действительности субъекта (но пока рано говорить о его специфике - см. 1).

Да, а какое отношение память имеет к временной нелокальности "сейчас"?

Edited at 2011-08-05 07:13 pm (UTC)
targut
Aug. 5th, 2011 10:26 pm (UTC)
Ну мне кажется, что отражение/запоминание/проекция неизбежно стоят "за спиной" субъекта, воспринимающего протяженные во времени события/вещи
boldachev
Aug. 6th, 2011 09:02 am (UTC)
Да наверное, при обсуждении "отражения/запоминания/проекции" можно поговорить и о памяти (да и еще о многом).

Но ведь вопрос был "а какое это имеет отношение к временной нелокальности сейчас?". Ведь тема поста вполне конкретная. Действительно мне не удалось зафиксировать ее для читателей?
Жаль (
targut
Aug. 6th, 2011 09:29 am (UTC)
Да нет, просто то, что возможны разные масштабы "сейчас" для меня уже давно - признанный факт, состоящий в частности из двух - 1) когнитивное сейчас человека, которое длится около 3х секунд и 2) квантовая пена, где никакое событие в природе не может длиться короче какого-то фиксированного промежутка времени

Ну полюбому не принимайте мои комментарии всерьез, я не философ а только интересуюсь. Просто позволяю себе похулиганить, комментируя не по теме, а в силу собственных ассоциаций
boldachev
Aug. 6th, 2011 09:36 am (UTC)
>>1) когнитивное сейчас человека, которое длится около 3х секунд<<
И так и сложнее... То, что можно измерить в секундах по часам - это не "сейчас". Ведь данное мгновение и другое мгновение через 3 секунды - это разные "сейчас". Речь идет о нелокальности каждого из "мгновенных" "сейчас". И эта нелокальность не измерима в хрональных единицах (секундах). Хотя, наверное, с какими-то оговорками и сопоставима )))
( 6 comments — Leave a comment )