boldachev (boldachev) wrote,
boldachev
boldachev

Categories:

Еще раз на пальцах о темпоральной концепции

schwalbeman тут :А ещё - любовь Маши к Пете, американская демократия, государство Великобритания, гуситское движение... Все они доступны нам, гм, в виде образов: мы имеем с ними дело. Это феномены или нет? Или феномены даны только чувственно? Если не феномены - то тема перестала быть для меня интересной, всё кончено. Кошка-в-себе и стул-в-себе меня мало интересует.

А если это феномены, то какую Вы предложите для них материю? В свете Вашего давешнего тезиса??
Я для себя принял такую терминологию: все, что нам дано, все что наполняет нашу субъектную действительность, я называю объектами, просто и понятно - все, что можно поименовать, на что указать пальцем, отделить одно от другого, все различимое - это объекты (и демократия, и гуситское движение, и кошка, и камень у дороги.)

Однако понятно же, что есть объекты и есть объекты - их можно разделить на два класса: (1) феномены - это те объекты, которые даны нам в нашей действительности одновременно и для различения которых мы пользуемся таким конструктом, как пространство; и (2) ноумены - объекты, которые не имеют пространственных различий, которые не даны нам одновременно, а лишь последовательно, для различения которых, мы используем такой конструкт, как время.

А фишка с "материей" (с вещью-в-себе) заключается в том, что не существует "чистых" феноменов (феноменальных объектов) - все они имеют ноуменальную - распределенную во времени составляющую - как я говорю, обладают темпоральностью, протяженностью во времени. Те феномены, которые мы называем вещами - это пространственные объекты, темпоральностью которых можно пренебречь. Их с удовольствием изучает наука, игнорируя мизерную темпоральную составляющую. Для кошки такой вариант уже не проходит - она помимо пространственного представления в виде тела имеет здоровенную темпоральную-ноуменальную составляющую: кошка - это не тело, кошка это объект, с одной стороны (пространственной) ограниченный кожей, а с другой (временнОй) - границами полного цикла метаболизма. И основная сложность кошки заключена не в пространственной ее оболочке, а размазана по времени. Вот эту-то темпоральную сложность, по сути, ноуменальную сложность (поскольку она не дана нам в ощущение в момент времени, а лишь последовательно) мы и можем назвать "кошкой-в-себе".

Тут замечательно то, что эта "кошка-в-себе", этот кошачий ноумен, эта распределенная во времени кошачья сложность не является индивидуальной: индивидуально тело, индивидуальна кошка в точке "здесь и сейчас", а темпоральная кошка - это кошка вообще, кошка-ноумен, кошка-идея. Последняя мысль поясняет мой пассаж с окольным кругом: ноумен-кошка-в-себе, то есть то, что стоит за феноменальной кошкой, по сути, есть и платоническая идея кошки, познаваемая движением разума в сторону от действительной единичной кошки.

Ну, а все проблемы с "творением" решаются процедурой преобразования темпоральной сложности в пространственную (ну буквально - в процессе роста кошки). Да, еще существенным элементом концепции является понятие уровня субъекта - этот субъект, его уровень и есть граница между его ноуменальной и феноменальной действительностями. Вследствие смещения этой границы (благодаря обучению или специальным практикам) и происходит трансформация действительностей субъекта - он начинает распознавать новые ноумены и "преобразовывать" их в творческих актах в феномены.

Вот изложение на пальцах темпоральной концепции (с видео доклада вы уже сталкивались:).

А это на десерт:
Терри Пратчетт из «Творцы заклинаний»: «Живым невдомек, насколько сложно выглядит мир с точки зрения покойника, потому что смерть, освобождая разум от смирительной рубашки, в которой его держат три измерения, отсекает его также и от Времени, которое есть не что иное, как еще одно измерение. Хотя трущаяся о невидимые ноги Биллета кошка оставалась той же самой кошкой, которую он видел несколькими минутами раньше, она также являлась и крошечным котенком, и толстой, полуслепой старой кошачьей матроной, и всеми промежуточными стадиями. Одновременно. В результате кошка смахивала на белую кошкообразную морковку - описание, которым придется довольствоваться, пока люди не изобретут четырехмерные прилагательные.»
Tags: время, мировоззрение, наука, реальность, темпоральность, трансреальность
Subscribe

  • Ильенков и границы материализма

    В моей заметке " Материализм – это приживальщик науки" было такое предложение: «Чтобы быстро и легко опровергнуть мысль моей записи всего лишь…

  • Без реальности можно обойтись

    Обычно при обсуждении вопроса "реальности" всегда присутствует (но обычно не озвучивается) терминологическая проблема. С одной стороны,…

  • Материализм – это приживальщик науки

    По сути, материализм – это не философское направление, а банальный научпоп. К примеру, до появления квантовой механики он говорил одно, а после…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Ильенков и границы материализма

    В моей заметке " Материализм – это приживальщик науки" было такое предложение: «Чтобы быстро и легко опровергнуть мысль моей записи всего лишь…

  • Без реальности можно обойтись

    Обычно при обсуждении вопроса "реальности" всегда присутствует (но обычно не озвучивается) терминологическая проблема. С одной стороны,…

  • Материализм – это приживальщик науки

    По сути, материализм – это не философское направление, а банальный научпоп. К примеру, до появления квантовой механики он говорил одно, а после…