?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий текст | Следующий текст

С момента выхода книги "Новации", в которой я впервые ввел представление о распределенных во времени системах, позже названных мной темпоральными, прошло уж более 7 лет, а количество понимающих, о чем речь, можно пересчитать по пальцам. (Хотя, думаю, надеюсь, что немало и врубившихся после прочтения, но не сообщивших мне об этом:)) Вот, хочу сделать еще очередную попытку увеличить число понимающих, предложив еще один вариант рассказа о темпоральности (темпоральной сложности).

Многие, наверное, слышали о 4D онтологии, в которой вещи мыслятся как существующие не точечно в текущем сейчас, а как растянутые из прошлого в будущее от момента своего появления до уничтожения. Тогда существование вещи между двумя моментами времени (стол внесли в комнату, стол вынесли из комнаты) описывается как некий отдельный объект, как темпоральная часть 4D-целой вещи [Здесь и далее по тексту слово "темпоральная" используется в смысле, заложенном в 4D онтологии].

Итак, перед нами сцена театра и мы ее рассматриваем на промежутке времени одного эпизода, скажем, между двумя сменами декорации: внесли стол, вынесли стол. В терминологии 4D онтологии мы должны сказать, что наблюдаем темпоральную часть этого стола. В эпизоде на сцену выходит актер, садится на стол, а потом уходит. Понятно - перед нами темпоральная часть тела актера. Но актер не просто сидит, а действует, нечто представляет согласно тексту пьесы и установкам режиссера, и это действие мы также должны обозначить как темпоральную часть театрального эпизода. И у нас имеется еще одни объект, включающий в себя все перечисленные (и стол, и тело актера, и его действие) - это сам спектакль. То есть фрагмент спектакля во временных рамках нашего эпизода также является темпоральной частью. Итого, перед нами несколько объектов, совмещенных в одном пространстве (на сцене) и рассматриваемых в границах фиксированного промежутка времени: темпоральная часть стола, темпоральная часть тела актера, темпоральная часть действия актера, темпоральная часть спектакля.

Теперь допустим, мы обсуждаем темпоральные части не элементов спектакля, а просто вещей: стола, стульев, вазы на столе и пр. Онтологическое значение, содержание, смысловая насыщенность всех темпоральных частей этих вещей одинакова - просто констатация их существования на некотором промежутке времени. Причем эти значение, содержание, смысл никак не зависят от продолжительности этого промежутка. Ну, конечно, если он не сопоставим с полным жизненным циклом этих вещей. То есть если уменьшим промежуток с десяти минут до пяти, то это не будет иметь никакого онтологического значения.

А теперь вернемся в театр. Во-первых, мы видим, что наши темпоральные части (стола, тела, действия и спектакля) имеют разный онтологический статус. Стол - хотя как был столом, так им и остался, - мог в этом эпизоде приобрести некоое символическое для зрителей значение. Движения тела актера, процесс его перемещения наполнены содержанием. Действие (театральное) актера, заключает в себе некоторый законченный смысл. И все это является значимым только в сфере общего замысла, сверхзадачи спектакля. То есть наши темпоральные части есть не просто формальные копии частей из предыдущего эпизода (как это было бы с обычными вещами), а содержат в себе особый самостоятельный смысл, заполняющий собой весь 4D-объем эпизода.

Мы имеем дело с системами - системами событий - распределенными на неком промежутке времени. И у этих систем есть вполне определенная сложность, которая возрастает от стола к спектаклю. Это легко понять если мы мысленно станем сокращать временной промежуток, на котором мы выбрали наши темпоральные части. Сложность, событийная насыщенность наших объектов (темпоральных частей) будет падать. А при предельном уменьшении такие объекты как темпоральная часть спектакля, темпоральная часть действия, и даже биологический организм актера просто пропадут. Останется один стол (без всякого символического значения) и тело актера в виде структуры молекул, по сути, в виде мертвой вещи. Кстати, еще примечательно то, что темпоральная часть спектакля - это не вещь размазанная по времени (как стол), а именно часть - весь спектакль как целое, как объект не втискивается во временные рамки своего эпизода.

Итак, на этом примере я попытался продемонстрировать, что рассматривая нечто, как 4D часть полного жизненного цикла объекта, мы имеем дело с сущностями, принципиально отличающимися друг от друга в онтологическом плане, с системами разной событийной насыщенности, разной сложности, которая не предзадана при появлении объекта (как для стола), а формируется непосредственно в рамках указанной темпоральной части. И существуют объекты, которые полностью не представлены в своих темпоральных частях, обладают сложностью, содержанием, рассредоточенными вне указанного временного промежутка. По сути, я попытался объяснить, что есть пространственные объекты/системы (вещи), сложность который сконцентрирована здесь и сейчас, а есть темпоральные (распределенные во времени) системы, чья сложность различима только на событийном потоке определенной протяженности, причем, "насыщенность" сложностью у разных темпоральных систем разная.

P.S. В названии строка из театральной студенческой песни на слова Сергея Миронова.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
aknost
Dec. 29th, 2014 05:51 am (UTC)
да.
а вот, кстати, этот пример чрезвычайно интересен и полезен для иллюстрации нескольких физических/психологических/философских эффектов при наблюдении темпоральности в различных (уровнях абстракций)
давайте незаметно менять столы ;)
boldachev
Dec. 29th, 2014 08:32 pm (UTC)
:)
( 2 comments — Leave a comment )