boldachev (boldachev) wrote,
boldachev
boldachev

Categories:

Събытися

Наверное, не раз сталкивались с тем, когда философствующие начинают играть в слова, типа, "событие"  есть "со бытие". Даже в словаре такое встретил: "СОБЫТИЕ — (со бытие, со бытийность) понятие философии..." (История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.). В то время как следовало бы не Задорнову подражать, а открыть нужную книжку (В. В. Виноградов. История слов, 2010)  и прочитать: "Слово событие, представляющее собою образование от глагола събытися, вошло в русский литературный язык из языка старославянского".

Но я, конечно, не об этимологии - это просто так, к слову пришлось. Я о термине "событие". Отсечем сразу не философские смыслы - нас не должно интересовать событие как мероприятие, значимая дата, происшествие и прочие социально-бытовые явления. Что же остается? Если перед нами статическая картинка действительности - ничего не меняется или меняется, но равномерно без скачков - то никаких событий нет. Но стоит в этой картинке  нечто нарушить унылый покой, вот оно и есть - событие. То есть событие есть фиксация резкого изменения объекта, однозначно привязанного к некоторому моменту времени; событие есть выделенная субъектом точка на хронологической оси объекта; событие всегда указывает на конкретный объект, на субъект и на время до и после события. Конечно, субъект, имея в виду специфику объекта, может наделить событие некоторым содержанием, но само по себе событие, как лишь выделенная точка на оси времени, не несет в себе никакого смысла помимо самого факта своего выделения/указания/различения. Событие есть чистый, непосредственный изначально феноменологически не определенный объект. Со стороны субъекта событие есть бессодержательная, ментально не нагруженная интенция - чистый акт внимания: нечто произошло, случилось.

Если объектное наполнение нашей действительности мы воспринимаем как непрерывную фоновую картинку, то пребывание во времени фиксируем как череду событий, последовательность переключений внимания от одного события к другому. И если внешних событий недостаточно, мы заполняем время ментальными событиями, метаниями мыслей. Объектный фон - это сцена, а события - наш способ существования на ней.
Tags: сознание, темпоральность
Subscribe

  • Еще одна попытка с предупреждением

    Кажется я понял, в чем моя ошибка при объяснении центрального понятия событийной онтологии “темпоральность”: я изначально не уточняю, что…

  • Если бы блокчейна не существовало, его следовало бы выдумать

    О том, что биткоин и блокчейн способны принципиально изменить организацию финансовых отношений, уже много написано. В этом тексте я хочу показать,…

  • Событие

    Зачем в прошлом веке люди носили с собой фотоаппарат? Да в основном для того, чтобы потом, через много лет, перебирая пожелтевшие фотографии, было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments